Проблемы современной филателии

Проблемы современной филателии

Несмотря на свою прежнюю популярность, филателия сейчас переживает не самые лучшие времена. В 70-х и 80-х годах прошлого века это направление коллекционирования было гораздо более популярно, чем в XXI веке. Одна из самых главных современных проблем филателии как хобби и альтернативных инвестиций в марки связана с возрастом коллекционеров-филателистов, так как средний возраст современного филателиста — 50-60 лет. Многие дети и подростки в современном мире Интернета и мобильной связи уже не знают, что такое почтовые марки, многие взрослые люди последний раз писали письма лет 10-15 назад. Активное развитие новых технологий связи, стандартизация почтового обращения, развитие электронной почты в значительной мере уменьшили использование почтовых марок в качестве знаков почтовой оплаты и, соответственно, снизили их привлекательность в качестве объекта коллекционирования. Смена поколений коллекционеров превратила филателию в увлечение старшего и пожилого поколений, молодёжь сейчас мало увлекается коллекционированием марок, а представителей среднего поколения филателистов можно встретить в основном среди тех, кто увлекался филателией ещё в детстве и юности. Несмотря на падение интереса к маркам в России, филателия популярна в странах Европы, в США и Канаде, в активно развивающихся странах Азии, в том числе в Китае.

В последние три-четыре десятилетия существенному падению спроса на марки у филателистов также способствовало то, что марки печатались огромными тиражами. При этом большая часть марок десятков небольших экзотических стран печаталась через филателистические агентства, которые выкупили у почтовых служб небольших стран право выпуска и последующей продажи почтовых марок. Подобные марки печатались в развитых странах и даже не попадали на территорию небольшой страны, под флагом которой выпускались. По сути, такие марки выпускались исключительно для продажи коллекционерам, по большому счёту они не были связаны с реальной почтовой деятельностью и не выполняли роль знаков оплаты почты. «Искусственность» марок, напечатанных через филателистические агентства, их большие тиражи и огромный выбор марок в значительной степени обесценили покупки почтовых марок в качестве предмета коллекционирования и альтернативных инвестиций. Коллекционеры просто не в силах следить за выпуском столь большого ассортимента марок, не в силах покупать огромное количество марок, не представляющих большой ценности. В итоге вышеуказанные причины в значительной степени привели к снижению популярности филателии у опытных коллекционеров и частных инвесторов.

К сожалению, в России в сравнении с СССР филателия как направление коллекционирования также в значительной степени потеряла свою былую популярность и развивается менее активно, чем в XX веке. В советское время филателия была, вероятно, одним из наиболее распространённых хобби и вариантов коллекционирования для населения. В современной России марки коллекционируют не более 2-5 % российских коллекционеров, причём во многих случаях это по сути сохранение коллекции, собранной в советские времена, в детские и подростковые годы коллекционеров. Безусловно, снижению популярности филателии в современной России способствовало сокращение со времён распада Советского Союза мест продажи марок, ликвидация своего рода филателистической инфраструктуры. В советские годы коллекционирование марок было очень популярно, в том числе благодаря большому разнообразию выпускаемых в СССР марок. Количество выпускаемых в СССР марок превышало современные российские выпуски марок в десятки-сотни раз. В Советском Союзе марки в большом выборе можно было купить в любом киске «Союзпечати», в крупных городах работали специализированные магазины «Филателия».

Начиная с середины первого десятилетия XXI века филателия в России развивается более быстрыми темпами, прежде всего благодаря тому, что коллекционирование становится всё более распространенным хобби для среднего класса и бога-тых слоев населения. Огромным стимулом для развития со-временной филателии является активное развитие Интернета. Можно смело сказать, что Интернет вдохнул новую жизнь в филателию, например, на крупнейшем мировом. интернет-аукционе (\у\^\у.еЪау.сот) марки находятся среди лидеров по объёмам продаж. Купить интересную марку теперь не пробле-ма, даже если покупатель живёт в другом городе или стране. Важной причиной для возрождения филателии также явля-ются крепкие исторические филателистические традиции в России - марки коллекционировали ещё в царской России и в Советском Союзе. В современной России марки можно купить на первичном рынке (через Почту России) или на вторичном рынке. Большая часть российского рынка филателии относится к вторичному рынку: марки можно купить через филателистические магазины, у частных лиц, через Интернет, на аукционах и т.п.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛАТЕЛИИ:

• Почтовые марки.

• Почтовые конверты.

• Тематическое коллекционирование - собирательство и изучение марок, посвященных определённой теме.

• Марки и конверты авиапочты, корабельной и железнодо-рожной почты.

• Марки с опечатками, ошибками и другим браком.

• Марки необычных форм (треугольные, ромбовидные и т.п.).

• Конверты первого дня гашения (печать «первого дня»).

• Конверты с впечатанной маркой.

• Конверты с впечатанными предметами, например с моне-тами, и др.

• Почтовые штемпели и гашения (в том числе отдельных стран, городов, тематические и рекламные штемпели и гашения).

• Почтовые открытки с соответствующей темой погашенной марки и др.


Возврат к списку