***

Город воинской славы - Кронштадт.

В 48 км от Санкт-Петербурга в Финском заливе Балтийского моря находится остров Котлин. В древние времена мимо этого острова пролегал торговый путь «из варяг в греки». Выгодное географическое положение Котлина многократно становилось поводом для захвата этих земель. На острове находился сторожевой пост, откуда в 1240 году молодому князю Александру Ярославовичу в Новгород было направлено сообщение о проходе в устье Невы вражеских кораблей. В дальнейшем, после победы над неприятелем, молодого князя стали именовать Александром Невским.

В XIV - XVII вв. остров находился на самой границе, отделяющей русские земли от шведских. В 1617 году, в соответствии с мирным договором, Котлин стал частью Швеции. Затем спустя почти столетие, в 1703 году во время начавшейся Северной войны, царь Петр I решил вернуть эти земли Русскому государству. При наступлении холодов, когда шведский флот отошел в свои незамерзающие воды, по царскому указанию началось строительство крепости на этих землях. Крепость была освещена в мае 1704 года и названа Кроншлот. Несмотря на то, что крепость Кронштадт была заложена намного позже – в 1723 году – датой основания города принято считать именно 1704 год. К тому времени когда город был именован Кронштадт, здесь уже были возведены дворец Петра I, Итальянский дворец А.Д. Меньшикова и морской госпиталь. Надо сразу заметить, расположение города настолько удачно, что за всю историю ни одному вражескому судну не удалось пройти мимо. С 20-х годов XVIII столетия город становится основной военно-морской базой Балтийского флота.

Памятник адмиралу
Беллинсгаузену

Памятник основателю крепости
Кронштадт Петру 1

Памятник полярному
исследователю Пахтусову

Вплоть до 1940 года Кронштадт оставался единственной базой военно-морского флота на Балтике. Здесь было сосредоточено многочисленное соединение боевых кораблей (от торпедных катеров до линкоров), были созданы мощные береговая и противовоздушная обороны. В 1940 году, изменилась граничная полоса Советского Союза. Кронштадт оказался в глубоком тылу. По этой причине основные военно-морские силы были переброшены в Прибалтику, а в районе острова Котлин дислоцировались корабли охраны, торпедные катера одной из бригад, учебные суда и суда, прибывшие в Кронштадт на ремонт или новые суда, проходившие испытания. Здесь же находились и основные учебные отряды и школы.

В самом начале Великой Отечественной войны немецким войскам не удалось застать врасплох защитников Кронштадта. В боевую готовность Балтийский флот был переведен уже 21 июня в 23 часа 37 минут, а 22 июня, в начале четвертого, 12 самолетов противника, совершив попытку атаковать морскую базу и город, были остановлены огнем с фортов и линкора «Марат». В конце августа 1941 года флоту пришлось оставить базу в Таллинне. Почти 140 кораблей с боями прорвались через Финский залив в Кронштадт. Теперь город-крепость вновь вышел на первую линию обороны, встал на пути противника, защищая Ленинград. Были предприняты неотложные меры по укреплению фортов и крепостей. С начала сентября 1941 года, когда гитлеровские войска были остановлены в своем рвении захватить северную столицу, корабли Балтийского флота и Кронштадт начали подвергаться массированному обстрелу. Невосполнимые потери понесли кронштадцы в том сентябре. Три дня, с 21 по 23 сентября, оккупанты обрушили на город и базу шквальный огонь. Особо тяжелым было 23 сентября. Военно-морскую базу атаковали 272 бомбардировщика. Несмотря на большие потери, моряки и солдаты без устали и без пощады отражали атаки налетчиков. К 29 сентября силы противника иссякли и массовые налеты на Кронштадт прекратились.

Моряки, солдаты, рабочие и простые жители города внесли огромнейший вклад в дело общей Победы. Люди терпели голод и холод, но не прекращали героическое сопротивление. И даже когда враг уже был изгнан от стен Ленинграда, когда закончились тяжелые 900 дней блокады, Кронштадт оставался на передовой. Последний артиллерийский удар в Великой Отечественной войне город-крепость нанес 9 июня 1944 года. Восьмичасовым обстрелом из всех орудий Балтийского флота было положено начало освободительной Выборгской операции.

Указом Президента России в апреле 2009 года за подвиги жителей в годы войны, весомый вклад в развитие военно-морского флота России городу Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».

Форт "Император Александр I",
построенный в 1836—1845 гг.

Морской Никольский собор

Памятник Цусимскому сражению

Морской собор святителя Николая Чудотворца. Строительство этого величественного собора было начато по указу императора Николая II и продолжалось 10 лет – с 1903 по 1913 гг. За основу архитектурного решения храма был взят собор святой Софии в Константинополе. Местом размещения собора выбрали Якорную площадь, так как имеющееся здесь свободное пространство позволяло проводить крестный ход и парады. Высота собора составляет 70 м и купол морского храма, увенчанный православный крестом, виден со всех точек Невского фарватера. Таким образом, уникальный храм выступает доминантой в панораме Кронштадта.

Возведение собора велось на народные пожертвования и средства Морского ведомства. По задумке архитекторов, Морской Никольский собор должен служить памятником всем морским чинам, погибшим за Отечество и стать духовным центром всего Российского флота. Во время православной службы в храм вмещалось до 5 тыс. прихожан.

К сожалению, внутреннее убранство храма практически полностью было утрачено в годы советской власти. С момента закрытия собора в 1927 году и вплоть до начала реставрационных работ, здесь размещались кинотеатр, клуб, концертный зал, музей. В год столетия собора, в 2013 году состоялось великое освящение храма, которому к тому моменту был возвращен статус основного собора Военно-морского флота России.

Памятник подводникам
Великой Отечественной

Петровская пристань
якоря катеров Петергофского десанта

Памятник работникам
Морзавода

9 мая 1965 года – это дата, когда страна первый раз отмечала День Победы в Великой Отечественной войне. В тот самый день в Кронштадте на площади Мартынова был открыт памятник героям-подводникам, созданный на пожертвования военных моряков. К началу войны на вооружении Балтийского флота имелись 72 подлодки, а свой первый счет моряки-подводники открыли уже 10 августа 1941 года. В тот день экипаж подводной лодки «Щ-307» пустил на дно немецкую субмарину «U-144». За боевые заслуги в годы войны восемь подлодок Балтийского Флота были награждены орденом Красного Знамени, а экипажи трех из них получили звание гвардейских. Героями Советского Союза стали шесть командиров подлодок. Дорого ценой оплачен вклад балтийских моряков-подводников в общую победу над фашизмом. В годы войны в море погибло 38 подводных лодок и 1447 человек личного состава.

Якоря с катеров Петергофского десанта – это память об октябрьской трагедии 1941 года, когда, по приказу высшего командования, вышедший из Кронштадта морской десант сошел на берег в Петергофе. Десант, полностью состоявший из добровольцев, должен был выполнить непосильную задачу, а именно помочь объединиться двум армиям Ленинградского фронта для разгрома Стрельнинско-Петергофской группировки фашистов. Все участники высадки в Петергофе погибли. Якоря, что установлены на Петровской пристани в Кронштадте, - это якоря с одного из катеров принимавших участие в боевой операции 5 октября 1941 года.

«Подвиги морзаводовцев в Великой Отечественной войне бессмертны» - это слова, высеченные на стеле, установленной в кронштадтском сквере «Металлист». На гранитном монолите высечены четыре профиля. Пожилой рабочий – носитель знаний и традиций. Молодой рабочий – наследник и приемник традиций старшего поколения. Солдат и моряк – это заводчане, ушедшие на фронт в грозные военные годы и защищавшие Отечество с оружием в руках на суше и на море.

Памятник адмиралу
С.О. Макарову

Якорная площадь.
Вечный огонь.

Памятник
блокадной колюшке

31 марта 1904 года вблизи города Порт-Артур на мине подорвался эскадренный броненосец «Петропавловск». Повреждения были столь серьезны, что судно затонуло в течение двух минут в водах Японского моря. Вице-адмирал С.О. Макаров погиб вместе со своим кораблем, не покинув капитанского мостика «Петропавловска». Сразу после трагедии возникла идея увековечить память выдающегося адмирала русского флота. Однако прошло еще семь лет до момента принятия городской Думой Кронштадта решения о сборе средств на строительство памятника.

За недостаточностью средств на пьедестал для памятника была пожертвована гранитная глыба, предназначавшаяся ранее для памятника Павлу I, но по неосторожности затонувшая в начале XIX века. Во время доставки глыбы на берег от нее откололся кусок, в результате чего образовалась наклонная поверхность. Скульптор Л.В. Шервуд принял решение не изменять форму камня, а опору для фигуры Макарова сформировать в виде волны охватывающей ноги адмирала и увлекающей его в глубину. Памятник был установлен на Якорной площади, а церемония его освящения состоялась 24 июля 1913 года.

Тот кусок, что откололся от гранитной глыбы, предназначавшейся для постамента памятника адмиралу Макарову, в дальнейшем послужил основой для изготовления памятного знака Российским морякам – героям Цусимского сражения. Этот мемориальный знак находится в Петропавловском парке. Решение об увековечении памяти русских моряков, погибших во время сражения в Корейском проливе у острова Цусима, было принято в год столетия со дня трагедии. Открытие и освящение знака состоялось в день празднования Военно-Морского флота России в 2006 году.

Якорная площадь является сердцем Кронштадта. Считается, что своё название площадь получила еще в XVIII в., и все благодаря тому, что здесь находился склад якорей, а позднее – якорей и якорных цепей со списанных кораблей. Эта площадь в различные годы именовалась «Разводной плац», «площадь Жертв Революции», но при этом кронштадтцы продолжали называть ее «Якорной».

Помимо Никольского собора и памятника адмиралу Макарову на Якорной площади есть место хранящее память о трагических событиях начала XX в. Это братская могила. Здесь захоронены несколько десятков офицеров, погибших во время февральских волнений 1917 года. Чуть позже в эту же братскую могилу были перезахоронены павшие во время кронштадтского восстания 1906 года. А в дальнейшем эта могила стала местом последнего упокоения революционеров, погибших в годы Гражданской войны и во время жестоко подавленного мартовского восстания 1921 года. После проведенной реконструкции здесь, в ноябре 1974 года, состоялось открытие памятника «Жертвам революций», а спустя шесть лет был зажжен Вечный огонь. Несмотря на то, что на мемориальном камне указано всего 40 имен, в этом месте захоронено более 600 человек.

Памятник Блокадной колюшке. В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне на стене Обводного канала Кронштадта рядом с Синим мостом был открыт необычный памятник. Это памятник колюшке – рыбке, спасшей во время голодных блокадных лет тысячи жизней. По воспоминаниям кронштадтцев, переживших те страшные годы войны, весной, как только сходил лед на канале, создавались целые бригады по отлову колюшки. Из пойманных маленьких рыбок делали фарш и жарили на рыбьем же жире котлеты, а в качестве праздничного блюда подавалась уха из колюшки. Памятник маленькой колючей рыбке был открыт по инициативе Совета ветеранов Кронштадта и международного фонда «300 лет Кронштадту - возрождение святынь».

Боевая рубка
подводной лодки С-156

Сверхмалая подводная лодка
«Тритон-2»

Боевые корабли в порту

В 2000 году на пересечении улиц Восстания и Флотской был установлен мемориал «Морякам-подводникам Балтики. Живым и мёртвым». Не смотря на то, что открытие памятника в форме боевой рубки подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана» было приурочено к 55-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, данная субмарина не принимала участие в боевых действиях 1941-1945 гг. Эта подводная лодка в течение 37 лет находилась в составе Советского военно-морского флота. Ее строительство было начато в октябре 1952 года, а на воду судно спустили в апреле 1953 года. С 14 января 1954 года местом базирования субмарины стал Кронштадте. В апреле 1990 года лодка С-156 была исключена из состава военно-морского флота, а почетное наименование «Комсомолец Казахстана» присвоено другой подлодке.

На вооружении военно-морского флота в период с 1975 года по 1990-е года состояли сверхмалые подводные лодки «В-499» проекта 908 «Тритон-2». Сегодня одну из таких субмарин можно увидеть на территории Морского Кадетского корпуса в Кронштадте. Эти лодки выполняли разведывательные задачи, патрулируя акватории портов, а также осуществляли доставку и эвакуацию водолазов-разведчиков. Подлодка была рассчитана на двух членов экипажа и четырех водолазов. Всего по проекту 908 «Тритон-2» было построено 13 субмарин.

Монета Город воинской славы - Кронштадт.
***






Города воинской славы: